сущность нлп ключи к личностному развитию

сущность нлп ключи к личностному развитию

Нлп – элегантная и эффективная наука о структурировании и моделировании собственного внутреннего опыта и усовершенствовании своего мастерства, а также о моделировании и использовании моделей мастерства успешных людей для личного самосовершенствования и роста. Нейро - лингвистическое программирование дает описание динамики взаимодействия между сознанием (нейро - ) и языком (лингвистика) и определяет, каким образом это взаимодействие влияет на жизнь, деятельность, общение и поведение человека. Субъективный опыт человека представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем, храним и обрабатываем с помощью нервной системы и неких нейрологических процессов, в ней происходящих. Осознав элементы личностных программ, в какой последовательности эти элементы воспроизводятся в поведении или мышлении, мы можем управлять собственными переживаниями, состоянием и поведением. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью. Нлп можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности.

Доктор лингвистики — джон гриндер, доктор психологии — ричард бэндлер, доктор антропологии — джудит дэлозье, профессиональный практикующий психотерапевт — лесли кэмерон, роберт дилтс разработали ряд технических приемов, методов и методологий при помощи которых идентифицируются и описываются стереотипы вербального и невербального поведения людей, то есть ключевые моменты того, что люди говорят и делают. Первостепенные цели нлп заключаются в моделировании выдающихся способностей у себя и других успешных людей, а также в возможности использования этих способностей mouseoff, fgcolor, ffffcc, bgcolor, 393939); onmouseout= return nd; > диссертация - 480 руб доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников. Сегодня, когда достижения психологической науки проникли в различные сферы жизни, остро стоит проблема их внедрения в образовательный процесс, что позволит создать комфортные условия обучения в среднем образовательном учреждении и повысить качество образования. С этой целью учитель может воспользоваться предшествующим эмпирическим и теоретическим опытом, нашедшем отражение в направлении прикладной психологии, получившем название нейро - лингвистическое программирование (шіп), которое уже во многом показало свою эффективность и начало внедряться и в систему образования. Нлп, адаптированное к процессу обучения, доведенное до уровня техник, позволяет повысить результативность обучения, помогает обогатить субъектный опыт учащихся, а также моделировать их поведение, что способствует развитию у обучающихся ответственности и личной зрелости.

Лоо направлено на достижение современных требований к выпускнику, который должен обладать не только определенной суммой знаний, но и способностью к успешной и быстрой адаптации в мире взрослых, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию. Вместе с тем, имеются научные предпосылки для разработки теории и практики использования средств нейро - лингвистического программирования для совершенствования личностно ориентированного обучения учащихся. Алексеева (под личностно ориентированным обучением рассматривает такой тип обучения, в котором организация взаимосодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно - предметного моделирования мира), м. Трошагина (создание условий для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе учения, постоянное использование индивидуального опыта, его согласование с общественно - историческим, создание условий для преобразования субъектного опыта, реализация принципа доставления радости, свободы и ненасилия, опора на эмоциональный чувственный опыт, природосо - образность), а. Плигина (учет субъектного опыта учащихся, учет личностных смыслов в процессе познания, разработка способов изучения и развития индивидуальных познавательных стратегий, диагностика и учет личностных познавательных предпочтений, диагностика и развитие обучающего стиля учителя, согласование познавательного стиля учащегося с обучающим стилем учителя). Поверхностный характер диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся, как основы реализации личностно ориентированного обучения; необходимостью реализации в процессе личностно ориентированного обучения основного назначения (смысла) техник нейро - лингвистического программирования и отсутствием для этого необходимого теоретического обоснования; потребностью повышения эффективности педагогических средств диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся и недостаточным теоретическим обоснованием процессов ее моделирования для личностно ориентированного обучения; выделенные противоречия определили проблему диссертационного исследования. осуществляется комплексное применение техник нлп на учебных заня тиях на основе диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся. 4 определить направления применения техник нлп в личностно ориентированном обучении и осуществить их комплексную реализацию в экспериментальном режиме.

Теоретико - методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии, педагогики, методологии психолого - педагогических исследований. Проводился сравнительный анализ методологической, философской, социологической, психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Разрабатывалась методика проведения экспериментального исследования, выполнялась подготовка и апробация диагностического комплекса, проводился констатирующий этап экспериментальных исследований. ) состоял из интерпретации результатов констати рующего и формирующего экспериментов, написания текста диссертации, оп ределения дальнейших перспектив научного исследования. Выявленная и обоснованная роль техник нлп как средство успешной реализации личностно ориентированного обучения позволяет определить новые подходы к деятельности поддержки учителем активности и самостоятельности учащихся, заключающиеся в применении специальных приемов и опосредованного поведения в зависимости от особенностей восприятия, мышления и внутреннего состояния учащихся. Обоснованные нами техники физиологического и психологического присоединения, гюлимодального представления информации, применения учебных метафор, соответствия стилей учителя и ученика, визуализации, формирования новой мыслительной стратегии, позитивного подкрепления обучения, использования позитивных предложений, невербального дисцип - линирования, маскировки негативных предложений, оптимизации времени и места дисциплинирован на уроке позволяют преобразовать процесс личностно ориентированного обучения, улучшая коммуникацию участников процесса обучения. Учитель лучше понимает мыслительные стратегии и вероятные причины успехов и неудач учеников; учащиеся лучше понимают излагаемый учителем учебный материал, он лучше усваивается, понимается, а не формально заучивается. Использование техник нлп учителем при обучении позволяет увеличивать время включенности учащихся в активную познавательную деятельность, анализировать учащимся стратегии своего мышления и мышления своих одноклассников, повысить позитивную мотивацию учащихся к усвоению знаний, развить способность обучаемых к рефлексии; разработанная модель диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий, включающая выявление доминант, т. Исследование каналов входа информации (диагностику ведущих глаза, уха, руки, ноги), выявление ведущей модальности (исследование способа хранения информации и мыслительных процессов по глазным сигналам доступа (гсд), исследование кинестетических сигналов (поведение, жесты); изучение аудиальных сигналов. Результаты исследования, полученные в ходе решения его задач, имеют теоретическую значимость и позволяют, по нашему мнению, внести определенный вклад в теорию объекта исследования - процесса личностно ориентированного обучения, а именно. Реализация основного предназначения техник нлп позволила получить практический эффект в процессе обучения и развития обучающегося в системе личностно ориентированного обучения, выразившийся в развитии его способности к самопознанию, в повышении позитивной мотивации учащихся к усвоению знаний, в способности учащихся анализировать стратегии своего мышления и мышления своих одноклассников, формировать новые мыслительные стратегии в решении творческих задач, в развитии учащихся к рефлексии.

Это позволило сформулировать методические рекомендации для учителей при реализации лоо; использование модели диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий в процессе обучения позволило выявлять предпочитаемый тип мышления учащихся на каждом занятии и в каждой конкретной ситуации, обеспечивая тем самым учителя информацией об индивидуальных особенностях учащихся, которая дала возможность учителю корректировать стиль обучения, планировать развитие способов и стратегий познания учащихся и при необходимости вносить изменения в поурочные планы, а также улучшить взаимопонимание участников процесса обучения; применение основных направлений техник нлп в процессе личностно ориентированного обучения позволило создать ситуацию успешности, повысить субъектную активность учащихся, уровень их функциональных знаний и осознанных умений, обеспечить движение к реализации субъект - субъектного способа взаимодействия участников процесса обучения; установить раппорт; усилить взаимопонимание участников процесса обучения; увеличить время включенности учащихся в активную познавательную деятельность; повысить позитивную мотивацию учащихся к усвоению знаний; анализировать стратегии своего мышления и мышления одноклассников; развить способность обучаемых к рефлексии.

Достоверность результатов обеспечивается соответствием теоретической модели исследования объекту исследования, их изоморфностыо, междисциплинарным теоретическим анализом литературы; комплексом теоретических и эмпирических методов; получением статистически достоверных позитивных изменений в результатах обучения учащихся, развития их субъектности, повышения степени соответствия учебного процесса принципам лоо. Позволяют развить субъектность учащихся; обеспечить движение к реализации субъект - субъектного способа взаимодействия участников процесса обучения; установить раппорт; усилить взаимопонимание участников процесса обучения. Учитель лучше понимает мыслительные стратегии и вероятные причины успехов и неудач учеников; учащиеся лучше понимают излагаемый учителем учебный материал и своих одноклассников; увеличить время включенности учащихся в активную познавательную деятельность, учебный материал лучше усваивается, понимается, а не формально заучивается; повысить позитивную мотивацию учащихся к усвоению знаний; анализировать стратегии своего мышления и мышления одноклассников; развить способность обучаемых к рефлексии, что в итоге позволяют обеспечить (наряду с другими компонентами) качество знаний и умственное развитие учащихся. Определение доминант (ведущих глаза, уха, руки, ноги), ведущих модальностей по гсд (глазные сигналы доступа), предикатам (аудиальные индикаторы), поведенческим индикаторам, построение по - лушарной модели на этой основе; позволяет. Уточнить предварительно полученные данные об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий через ключи доступа (гсд, предикаты, поведенческие индикаторы) на каждом занятии и в каждой конкретной ситуации; обеспечивает коррекцию стилей обучения, поддержки обучения и дисциплинирования, способов взаимодействия с учащимися в процессе учебного занятия для достижения лучшего результата; дает возможность планировать развитие способов и стратегий познания учащихся, вносить, если это необходимо, коррективы в поурочные планы. присоединение к их внутреннему состоянию; выполнение условия конгруэнтности, позволяющие устанавливать между учителем и учащимися отношения доверия, что улучшает коммуникацию участников процесса обучения, многосенсорное представление информации, использование учебных метафор, конгруэнтность стилей обучения и учения, развитие визуальной способности, формирование новых мыслительных стратегий, позволяющие облегчить поступление информации в мозг учащегося, вне зависимости от ведущей репрезентативной системы, закрепить внутренние образы, через образование внутренних межмодальных взаимосвязей (слово - образ - действие); активизировать мышление и память учащихся, облегчить понимание учебного содержания за счет создания внутреннего представления нового содержания на основе хорошо известного, способствовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ, синтез и др психологически сблизить учителя и учащихся, создавать ситуации успеха, что является фундаментом для дальнейшего развития творческих способностей; создавать внутренние представления изучаемых объектов, что является необходимой основой для логических операций и умозаключений, способствовать тренировке способности сознания у учащихся к внутреннему визуальному представлению, что дает возможность улучшить память учащихся, существенно увеличить скорость обработки информации, развить способность учащихся к решению творческих задач; подкрепление обучения, осуществляемое на условиях принятия и конгруэнтности.

Теоретический анализ публикаций, практический опыт применения позволяет нам обосновать роль техник нлп в обучении, реализованных нами на основе диагностики неиропсихологических детерминант мыслительных и поведенческих стратегий учащихся. Следуя логике нашего исследования, в этой части работы мы прежде определим роль диагностики неиропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся, далее рассмотрим роль техник нлп в трех направлениях. Для исследования индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации учеником, ведущую роль, по нашему мнению, играет диагностика неиропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся, которую можно реализовать через осознанное запланированное наблюдение за ребенком. Базируясь на исходных различиях в сенсорном восприятии окружающего мира разными группами учеников, мы полагаем, что для того, чтобы эффективно взаимодействовать в образовательном процессе, необходимо знать какой тип сенсорного восприятия и базовых стратегий мышления реализует учащийся. Современный учитель, как правило, не обладает такой информацией, следовательно, для успешной реализации техник нлп в лоо необходим самостоятельный сбор сведений о ведущих репрезентативных системах учеников, доминантах глаза, уха, руки, ноги и построение полушарной модели на этой основе.

Специально организованное наблюдение за учащимся позволяет определить ведущую репрезентативную систему, реализуемый в норме правополушарный, либо левополушарный стиль его мышления, а также отслеживать вариации этих характеристик в различных видах деятельности, в разных по эмоциональной насыщенности ситуациях. Учитель может оценивать способ мышления учащегося на уроке по совокупности внешних признаков, вносить необходимые коррективы в способ объяснения учебного материала и организацию учебной деятельности.

На основе диагностики нейропсихологических и поведенческих особенностей старшеклассников доминаты глаза, уха, руки, ноги определяются ведущие репрезентативные системы, строится индивидуальная полушарная модель, позволяющая охарактеризовать стиль мышления учащихся и их поведения, определить наиболее эффективные стратегии управления учебной деятельностью. Определение полушарной модели учащегося на основе нейрологических и поведенческих индикаторов позволяет лучше понять реализуемый стиль мышления, улучшить коммуникацию, повысить степень управляемости, внести коррективы в методы обучения, реализовать тем самым субъект - субъектный способ организации учебного процесса. Нейропсихологам известно, что при обращении к структурам памяти люди неосознанно перемещают глаза в строго определенных направлениях, в зависимости от того, какой способ мышления (визуальный, аудиальный или чувственный) ими реализуется. Третий источник информации — это жесты и поведение ребенка, являющихся отражением его внутренних процессов, позволяет судить о протекающих внутри организма нейропсихологических процессах, степени эмоциональной возбудимости, стиле мышления учащегося в норме и в эмоционально возбужденном состоянии.

Причем большую часть информации они воспринимают и перерабатывают во время урока, в момент объяснения учителем, а не во время выполнения домашнего задания, когда необходима работа с письменным текстом. Безусловно, следует учитывать, что человек является сложнейшей нейропсихологической системой, и что наши представления о репрезентативных системах являются лишь работающей моделью, поэтому весьма нежелательными являются скоропалительные выводы, заключения, которые могут оказаться ошибочными.

Нужно мигать с той же частотой, что и учащийся, а потом можно прекратить мигать, чтобы у ученика также прекратилось мигание, или можно закрыть глаза, чтобы ученик сделал то же самое.

На уроке возможно групповое присоединение, которое происходит на фоне позитивного психологического контакта (принятия), устанавливаемого как на уроке, так и за его границами и являющегося фоном для присоединения. Почувствовав искренний интерес, учащиеся, с удовольствием рассказывают о происшествиях, которые с ними произошли, делятся собственными впечатлениями о событиях своей внеурочной жизни, любят обсуждать недавно прочитанные книги, просмотренные телепередачи или кинофильмы. Здесь важно выполнение условия конгруэнтности, когда учитель должен показывать заинтересованность не только на словах, но и по всем невербальным признакам, в противоположном случае эффективность беседы может быть весьма низкой, вплоть до прямо противоположного эффекта. Если учащийся последо 88 вал за вами, стал подсознательно копировать ваши новые движения, не задумываясь делать вместе с вами то, что делаете вы, то присоединение состоялось. Учитель по невербальным сигналам определяет мысли и чувства старшеклассников в начале урока и начинает с выражения этих чувств, присоединившись, войдя в их психологическое состояние, постепенно средствами эвристической беседы подводит их к теме урока, настраивает на работу.

Аудиальная информация, когда она тесно связана с субъектным опытом, если ученик склонен к визуальному представлению, может трансформироваться в визуальные образы (рис. При условии параллельного транслирования аудиальной и визуальной информации произойдет межрефлекторное совмещение внутреннего аудиального образа с внутренним визуальным образом. Таким образом, внутреннее представление, понимаемое нами как система взаимосвязанных в сознании визуальных, аудиальных и кинестетических образов усилится, обретя большее количество связей. При достаточно частом повторении состояния удовлетворения на протяжении ряда уроков, организм запомнит это состояние, будет подсознательно к нему стремиться. При параллельной трансляции визуальной и аудиальной информации возникает кажущаяся ясность, но даже в этом случае можно ожидать улучшения результатов обучения. Внутреннее представление, является, по нашему мнению, основой для логических операций и умозаключений — обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков, то есть для формирования понятия. Проговариваемая вслух мысль слышима, самим говорящим; рисуемые условные знаки, буквы, слова, либо изображаемые модели видимы самим рисующим, движение мышц приводит к внутреннему ответу (чувству движения). Значит, при активном действии аудиальный и визуальный каналы также работают одновременно в двух направлениях, что существенно повышает эффект обучения. Действие формирует внутренний кинестетический образ (обычно неосознаваемый), что усиливает аудиальные и визуальные образы представления, укрепляет взаимосвязи между ними (рис. Действие — это активная полимодальная форма познания, при которой одновременно осуществляется выход и вход информации по нескольким информационным каналам. Навык позволяет осуществлять действие в бессознательном режиме и высвободить структуры мозга, работающие с аудиальными и визуальными образами для другой продуктивной мыслительной деятельности.

На завершающем этапе необходимо организовать практикум по формированию творческих умений и закреплению навыков, где происходит перенос полученных ранее знаний в конкретные учебные ситуации.

Этот принцип заключается в том, что ученик получает знание не в готовом виде, а самостоятельно преобразует имеющуюся в его сознании информацию, получая новое знание, которого раньше не было, или оно было неосознанным. Он установил, что при совмещении в сознании двух близких информации происходит мыслительный акт - рефлекторное рождение новой информации, которая ранее в сознание не вводилась. Учитель не торопится остановить, ученика, предлагает ему порассуждать, зарисовать модель явления или процесса, возлагая надежду на то, что сам отвечающий догадается или кто - то из одноклассников поправит его. Значит выбран неадекватный метод изложения нового содержания, или материал предшествующей темы был не усвоен, либо учащиеся не могут по каким - то причинам воспользоваться информацией из смежных дисциплин (математики, физики, биологии). Процесс лоо с применением техник нлп был реализован на основе диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий, поэтому начнем изложение данного вопроса с описания процедуры диагностики.

Многосенсорное представление информации; применение учебных метафор; конгруэнтность стилей обучения и учения; визуализация и развитие визуальной способности; формирование новых мыслительных стратегий. Поглаживание, увеличение доли позитивных предложений; предпочтение невербального дисцигашнирования; маскировка негативных предложений, оптимизацию времени и места дисциплинирова - ния; ментальную диссоциацию учителя в трудных ситуациях. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. При завышенной самооценки он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

В настоящее время в интеллектуальной сфере учащихся старших классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть старшеклассников испытывает трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной деятельностью, а ведь самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

Из - за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания, в качестве основного приема работы с текстом учебника применяют чтение и пересказ. Выход из положения, по нашему мнению, заключается в учете индивидуальных особенностей и интересов учащихся, а также в развитии их собственной умственной и социальной инициативы. В начале формирующего этапа эксперимента в эг группе был проведено два внеклассных занятия, где учащиеся узнали о репрезентативных 129 системах и о методах диагностики нейрофизиологических доминант. При проведении диагностики учитель объяснил учащимся, что выявленные доминанты, которые у многих оказались разными, не являются чем - то плохими или хорошим, это всего лишь индивидуальные нейропсихологи - ческие особенности организма. Ведущие репрезентативные системы, на наш взгляд, есть результат наложения субъектного опыта на базовые нейрофизиологические доминанты, каковыми являются ведущие глаз, ухо, рука и нога. Для оценки результатов эксперимента были измерены субъектность учащихся и мотивация успеха на входе в эксперимент и выходе из эксперимента, был проведен анализ урока для выявления соответствия урока принципам лоо с позиции учителя, и отношение учеников к обучению в ходе эксперимента, также было измерено умение учащихся решать творческие задачи перед началом изучения темы, по окончанию изучения и через 3 месяца после изучения по двум темам курса химии старшей школы. Низкий уровень (от 0 до 11 баллов) означает, что субъектная позиция учащихся выражена очень слабо, либо практически отсутствует (при 5 и менее баллах). Такой учащийся в процессе учебной деятельности занимает обычно пассивную позицию, активность проявляет крайне редко, предпочитает быть в роли исполнителя учительских указаний и не выражать своего отношения к ним. Средний уровень субъектности (от 12 до 16 баллов) означает, что ученику в определенной степени присуща субъектность как его личностное качество, выражена у него в достаточной мере.

Пытается вырабатывать свою личную позицию в тех или иных вопросах, но далеко не всегда стремится выражать свое отношение к тем или иным аспектам организации процесса обучения. Высокий уровень субъектности (от 17 до 20 баллов) означает, что субъектная позиция ученика в процессе обучения является ярко выраженной, сформированной на высоком уровне.

Ученику присущи как внутренняя активность (переживание своей причастности к процессу обучения себя, осознание того, что результат в учебной деятельности будет зависеть от степени личных усилий, интеллектуальная включенность в предлагаемый учебный материал), так и внешняя (выражение своего мнения по поводу обсуждаемой проблемы, обращение к учителю с вопросами и уточнениями, внесение предложений по организации процесса обучения и другое). Учащийся в высокой степени самостоятелен в освоении учебной деятельности, значительно ориентирован на выполнение различных видов самостоятельных работ. Результаты проведенных измерений показывают, что позитивные изменения произошли более заметно в экспериментальной, чем в контрольной группе, что, обусловлено, по нашему мнению, влиянием техник нлп на процесс личностно ориентированного обучения. Можно говорить о совпадении характеристик сравниваемых выборок на уровне значимости 0, 05 то есть субъектность учеников эг не отличалась от субъектности кг. Этот опросник (приложение 6) позволяет определить характеристики личности обучаемых, направленные на достижение ими успеха в деятельности, на основе следующих показателей. Возможности использования нейро - лингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников 2004 год, кандидат педагогических наук барбитова, анна дмитриевна. Личностно ориентированный подход к развитию познавательной сферы старшеклассников 2010 год, кандидат педагогических наук богоявленская, ирина францевна. Педагогические условия личностного формирования старшеклассников в процессе обучения чтению на иностранном языке 2005 год, кандидат педагогических наук губина, галина геннадьевна. Введение диссертации (часть автореферата) на тему «техники нейро - лингвистического программирования как средство личностно ориентированного обучения старшеклассников. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его дальнейшего обучения. Достижения современной психологии, в том числе техники эффективного взаимодействия с людьми, являющиеся составной частью теории ней - ро - лингвистического программирования (нлп), проникли в различные сферы жизни.

Инициаторы подобного воздействия уже сегодня оказывают ощутимое влияние на сознание и подсознание населения, особенно подрастающего поколения через средства массовой информации (сми). Вследствие многократного увеличения объема транслируемой различными способами информации, учебная информация, которая передается ребенку в образовательном учреждении, занимает все менее значимое место. Исследования показывают, что учащийся, получая разную интерпретацию одного и того же факта от учителя и от сми, отдаёт предпочтение версии масс - медиа и, прежде всего, телевидения. Понимание того, что школа уже не единственный источник образования, а работает рядом с другими структурами, зафиксировано в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, который указывает на то, что нужно научить учащегося «. Для обеспечения механизмов саморазвития учащегося учитель может воспользоваться предшествующим эмпирическим и теоретическим опытом, который нашел наиболее полное отражение в направлении прикладной психологии, получившем название нейро - лингвистическое программирование (нлп). На основании обобщения их работ гриндер и бэндлер развили нлп как модель, описывающую психические процессы человека, и предлагавшую людям схемы достижения успеха в разных сферах деятельности.

Это позволит достичь современных требований к личности ученика, который должен обладать не только определенной суммой знаний, но и способностью к успешной и быстрой адаптации в мире взрослых, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию. недостаточный уровень внедрения современных достижений психо - j логической науки в теорию и особенно практику процесса обучения; - поверхностный характер диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся, как основы реализации личностно ориентированного обучения; - необходимостью реализации в процессе личностно ориентированного обучения старшеклассников основного назначения (смысла) техник нейро - лингвистического программирования и отсутствием для этого необходимого теоретического обоснования; - потребностью повышения эффективности использования педагогических средств диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся и недостаточным обоснованием процессов ее моделирования для личностно ориентированного обучения; - необходимостью комплексного использования техник нлп в лично - стно ориентированном обучении старшеклассников и недостаточным его обоснованием. осуществляется комплексное применение техник нлп на учебных занятиях на основе диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий учащихся. Анализ психолого - педагогических литературных источников по исследуемой проблеме; моделирование изучаемого явления; базой исследования явились ульяновский социально - педагогический колледж №1, гимназия №1 г. ) состоял из интерпретации результатов констатирующего и формирующего экспериментов, написания текста диссертации, определения дальнейших перспектив научного исследования. выявленная и обоснованная роль техник нлп как средство успешной реализации личностно ориентированного обучения позволяет определить новые подходы деятельности учителя в поддержке активности и самостоятельности учащихся, заключающиеся в применении специальных приемов и опосредованного поведения в зависимости от особенностей восприятия, мышления и внутреннего состояния учащихся. Обоснованные нами техники нлп на уроке позволяют преобразовать процесс обучения и улучшить коммуникацию участников процесса обучения; - разработанная модель диагностики нейропсихологических детерминант мыслительных стратегий, включающая выявление доминант, т. Исследование каналов входа информации (диагностику ведущих глаза, уха, руки, ноги), выявление ведущей модальности (исследование способа хранения информации и мыслительных процессов по глазным сигналам доступа (гсд), исследование кинестетических сигналов (поведение, жесты); изучение ауди - альных сигналов (предикатов), отражающих способ мышления, а также построение полушарной модели на основе выявленных доминант и ведущих модальностей позволяет, в отличие от традиционных моделей диагностики, наиболее точно выявить особенности восприятия и мышления старшеклассников в процессе обучения, в конкретной ситуации, обосновать групповые и индивидуальные стили обучения и на этой основе дополнить деятельность учителя эффективными техниками; - теоретически обоснованные и внедренные в процесс обучения техники нлп, реализуемые учителем комплексно по трем направлениям (техники присоединения, техники обучения, техники подкрепления обучения) на учебном занятии обеспечивают конгруэнтность стилей обучения и учения, достижение раппорта и конкретизацию управления образовательной деятельностью старшеклассников на его основе, способствуют повышению качества обучения. Установить раппорт; обеспечить конгруэнтность стилей обучения и учения; усилить взаимопонимание участников процесса обучения - учитель лучше понимает мыслительные стратегии и вероятные причины успехов и неудач учеников, учащиеся лучше понимают излагаемый учителем учебный материал и своих одноклассников; увеличить время включенности учащихся в активную познавательную деятельность, учебный материал лучше усваивается, понимается, а не формально заучивается; анализировать стратегии своего мышления и мышления одноклассников; управлять учителю собой в стрессовых ситуациях и не переходить в неконтролируемое эмоциональное состояние.

Достоверность результатов обеспечивается соответствием теоретической модели исследования объекту исследования, их изоморфностью, междисциплинарным теоретическим анализом литературы; комплексом теоретических и эмпирических методов; получением статистически достоверных (позитивных) изменений в результатах обучения учащихся, развития их субъектности, повышения степени соответствия учебного процесса принципам jioo. Позволяют развить субъект - ность учащихся; обеспечить движение к реализации субъект - субъектного способа взаимодействия участников процесса обучения; установить раппорт; усилить взаимопонимание участников процесса обучения. Уточнить предварительно полученные данные об индивидуальных особенностях функциональной асимметрии полушарий через ключи доступа (гсд, предикаты, поведенческие индикаторы) на каждом занятии и в каждой конкретной ситуации; обеспечивает коррекцию стилей обучения, поддержки обучения и дисциплин ирова - ния, способов взаимодействия с учащимися в процессе учебного занятия для достижения лучшего результата; дает возможность планировать развитие способов и стратегий познания учащихся, вносить, если это необходимо, коррективы в поурочные планы. присоединение к их внутреннему состоянию, выполнение условия конгруэнтности, позволяющие устанавливать между учителем и учащимися отношения доверия, что улучшает коммуникацию участников процесса обучения, повышает степень восприятия передаваемой информации от одного субъекта другому; - многосенсорное представление информации, использование учебных метафор, конгруэнтность стилей обучения и учения, развитие визуальной способности, формирование новых мыслительных стратегий, позволяющие облегчить поступление информации в мозг учащегося, вне зависимости от ведущей репрезентативной системы, закрепить внутренние образы, через образование внутренних межмодальных взаимосвязей; активизировать мышление и память учащихся, облегчить понимание учебного содержания за счет создания внутреннего представления нового содержания на основе хорошо известного, способствовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ, синтез и др психологически сблизить учителя и учащихся, создавать ситуации успеха, что является фундаментом для дальнейшего развития творческих способностей; создавать внутренние представления изучаемых объектов, что является необходимой основой для логических операций и умозаключений, способствовать тренировке способности сознания у учащихся к внутреннему визуальному представлению, что дает возможность улучшить память учащихся, существенно увеличить скорость обработки информации, развить способность учащихся к решению творческих задач; - подкрепление обучения, осуществляемое на условиях принятия и конгруэнтности.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

диктанти для 3 класу з української мови

готові протоколи надання невідкладної медичної допомоги в приватному стомат кабінеті

гімн україни текст-

африка мадагаскар реферат по українські

пісню ярослави притули."тобі, країно"