тарас бульба оригинал перевод українською

тарас бульба оригинал перевод українською

Причины простые - не хочется признавать себя дорогого ответственным за свои беды, поиск подходящего врага на которого можно безбоязненно возложить ответственность за собственные малодушие и лень; невежество, легковерие, нетерпимость, ненависть, презрение к окружающим, зависть, самоутверждение за счет унижения более успешных и острое желание порулить, несмотря на полнейшие невежество и безграмотность. К слову, такие, когда дорвутся до власти, ведут себя словно слон в посудной лавке, а после себя оставляют руины, страдания и горы трупов, как чужих так и своих. И глупы настолько, что не соображают, что достигая власти, обладать которой недостойны, загоняют самих себя в тупик откуда путь только в тюрьму или на тот свет. Однако основная цель этой подборки не борьба с ксенофобией, а попытка познакомить неискушенных в историко - литературных тонкостях повести с мнением людей приличных, образованных и не страдающих комплексом неполноценности, из авторитетных изданий - для тех, кого действительно потрясла и вдохновила замечательная повесть великого гоголя, кто способен оценить живость ее языка и эпичный размах. «мир должен быть представлен в том же колоссальном величии, в каком он являлся, проникнутый теми же таинственными путями промысла, которые так непостижимо на нем означались. Интерес необходимо должен быть доведен до высочайшей степени, так, чтобы слушателя мучило желание узнать далее; чтобы он не в состоянии был закрыть книгу или не дослушать, но если бы и сделал это, то разве с тем только, чтобы начать сызнова чтение; чтобы очевидно было, как одно событие рождает другое и как без первоначального не было бы последующего. Народы, события - должны быть непременно живы и как бы находиться пред глазами слушателей или читателей, чтоб каждый народ, каждое государство сохраняли свой мир, свои краски, чтобы народ со всеми своими подвигами и влиянием на мир проносился ярко, в таком же точно виде и костюме, в каком был он в минувшие времена. Для того, чтобы извлечь эти черты, нужен ум, сильный схватить все незаметные для простого глаза оттенки, нужно терпение перерыть множество иногда самых неинтересных книг. Она должна показать, как положение земли имело влияние на целые нации; как оно дало особенный характер им; как часто гора, вечная граница, взгроможденная природою, дала другое направление событиям, изменила вид мира, преградив великое разлитие опустошительного народа или заключивши в неприступной своей крепости народ малочисленный; как это могучее положение земли дало одному народу всю деятельность жизни, между тем как другой осудило на неподвижность; каким образом оно имело влияние на нравы, обычаи, правление, законы. Здесь - то они должны увидеть, как образуется правление; что его не люди совершенно установляют, но нечувствительно устанавливает и развивает самое положение земли; что формы его оттого священны, и изменение их неминуемо должно навлечь несчастие на народ. При создании этого произведения гоголь воспользовался различными историческими источниками своего времени (исследования, летописи, мемуары), в числе которых наибольшее значение для писателя имели следующие книги.

Воссоздавая картину минувшей эпохи, гоголь свободно обращался с историческими фактами, не приурочивая действия повести к определенным действительным событиям и лицам. Так, например, события повести вначале отнесены к xv веку, затем — к xvi, а ряд данных реальной истории (киевская академия, осада дубны, гетман николай потоцкий, остраница) приурочивает действие к середине xvii века. «прообразом тараса бульбы является предок известного путешественника из украино - русского казаческого рода николая миклухо - маклая, куренной атаман войска запорожского охрим макуха, заместитель богдана хмельницкого, родившийся в стародубе в начале xvii в который имел троих сыновей назара, хому (фому) и омелька (емельяна), из которых назар предал своих товарищей - казаков и перешел на сторону войска речи посполитой из - за любви к польской панночке (прототип гоголевского андрия), хома погиб, пытаясь доставить назара отцу (прототип гоголевского остапа), а емельян стал предком николая миклухо - маклая и его дяди григория ильича миклухи, учившегося вместе с николаем гоголем и рассказавшего ему семейное предание.

Все это основывалось на том, что у писателя не было такой настойчивости для достижения совершенства произведения, как, например, у его учителя александра пушкина. Литературную обработку считал зря потерянным временем, за которое можно написать другое произведение, а уже опубликованное становилось для него неинтересным и словно чужим. Это так называемая нежинская рукопись, полностью написанная рукой николая гоголя, внесшего немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, переработавшего 8 - ю и 10 - ю. «как услышали уманцы, что атамана их куренного кукубенка поразил рок, бросали поле битвы и бежали, чтобы поглядеть на своего атамана; не скажет ли чего перед смертным часом. Все минувшее, все, что было заглушено нынешними козацкими биваками, суровой бранной жизнью, — все сплыло разом на поверхность, потопивши, в свою очередь, настоящее.

Від того, що перекладати повість зараз закортіло не якійсь літературній дівиці чи рафінованому академіку зі знанням п ятнадцяти мов, а саме отакому василеві шкляру, віє суто гоголівською містикою. Не знаю, чи доречною була б моя порада панові шкляреві судитися з паном черномирдіним, і чи схоче він бабратися в тому судовому піарі, але свідка він має. Взагалі українці не балували гоголя перекладами — горіти на вогні емських указів ніхто не хотів, а пізніше було незручно перед російськими братами, мову яких у малоросії, як і неслов янську фразу «хенде хох. Причина — ідеологічна автокастрація, якій піддав гоголь остаточну версію повісті, ні, точніше сказати — ідеологічні анаболіки, якими він накачав другого тараса. Хоч вогнище не палає під ногами у тараса, але сумний епілог, що залишився за палітурками першого варіанту повісті, очевидний — бульбу схопили поляки і підняли на дибу.

Гоголь ніколи не був бунтівним українцем по суті, він ніколи не шукав свою національну ідентичність з такою ж болісною безвихіддю, як шукав себе та б - га, — йому це не було потрібним, талановитому продукту провінційної полтавщини, якого доля відвезла на бричці й подарувала метрополії. Вот только автор немножко вольно поступает с хронологической привязкой повествования к историческим фактам, в начале повести отсылая нас аж в xv век, а затем вводя фоном повествования восстание под руководством гуни и остряницы, произошедшее в первой половине xvii века. Дикое поле, долгие столетия пустовавшее после набегов кочевников, не могло не притягивать людей, которые по разным причинам хотели покинуть родные места. Я далёк от того, чтобы идеализировать образ запорожского казака как такого себе рыцаря без страха и упрёка, патриота, всегда становящегося на защиту родных земель и веры. И в период наибольшего его могущества оно легко могло выставить сотню тысяч умелых выносливых бойцов, а его старшина стала реальной властью над немалыми землями.

Не отображение исторических событий — цель автора, но показ сильного, непокорённого духа народа, воплотившегося в характерах тараса бульбы и других казаков. Автор блестяще передаёт атмосферу жизни того века, и мы можем сочувствовать печальной судьбе женщины и матери, полюбоваться бесшабашной весёлостью казаков на сечи, подразнить нашу нажитую политкорректность (у кого есть) некоторыми наименованиями, употребляющимися автором и, без сомнения, отвечающими принятым в описываемом веке нормам. В итоге этой тридцатилетней в общей сложности войны (в неё со временем включились россия, крым, швеция, трансильвания, турция, и каждый воевал против всех) население польши сократилось на треть, а население современной украины – примерно в пять раз. Военное псевдогосударственное образование, живущее за счет войны, держащее в страхе соседей, с отсутствующем понятием частной собственности и активно прикрывающееся религией. Только насчетов пиратов мнения обычно едины — на рею, а тут постоянно какие - то варианты появляются, несмотря на то что автор такие делишки казацкие описал в повести, такую жестокость, что у меня рука не поднимется набрать это тут снова. Петр, оказавшись перед угрозой удара в тыл был вынужден отправить часть армии и уничтожить сечь, и в этом деле большую помощь оказали другие, несечевые казаки, выбравшие ранее сторону россии.

С высоты высоко духовного человека 21 века очень удобно плевать в кровожадного дикаря, который с момента своего рождения рос в исторических, морально - этических и бытовых условиях 16 века. Усмешку вызывают батальные сцены — ой прям терминаторы — как - то забывая, что жизнь этих людей напрямую зависела от умения обращаться с оружием, и если многие из них дожили до седин, пройдя десятки боев, то вряд ли они владели им плохо. Если человек не желает сидеть и ждать, что его как барана либо зарежут, либо постригут, а берет в руки саблю и противостоит всем кто надругается над его народом, над его землей, над верой и обычаями, то он явно помешался на войнушке.

Да, казаки активно грабили и турцию и территорию речи посполитой, в смутное время и московию некоторые ватаги хорошо потрепали, но это фактически единичный случай. Поляки занимали земли, превращая в холопов население, облагая податями и притесняли даже реестровых казаков, находящихся у них на воинской службе, через что и получили массу восстаний. Гетман и полковники, которые должны были защищать право на украине, порублены на киски или живьем зажарены, к кому за помощью и защитой прибежали, вокруг кого начало собираться войско, на кого возлагали надежду на защиту и отмщение за приченненые обиды. Жестокость всех сторон по отношению к врагам складывается в норму поведения, которая конечно не красит ни тех ни других, с нашей точки зрения, но лично у меня вызывает понимание всех поступков тараса. Да и как интересно поступил бы каждый из нас сотвори с его близким такое, с его друзьями, видя следы этой жестокости в хуторах и городках подвергшихся разорению. Гоголю удалось мастерски не только описать природу, быт и события, батальные сцены и глубокие переживания героев, ему удалось показать, дать почувствовать все нравственные ориентиры, которые составляли мировоззрение и тараса и окружавших его казаков. Но слова андрея о том что отец не отец, брат не брат, товарищ не товарищ и то что начал он рубить тех с кем вчера еще ел из одного котла, кто готов был плечом к плечу рубиться вместе с врагами, кто доверился ему и принял в свое братство. Так не ведали они, бедолаги, что вредно это для здоровья, что полезны для здоровья фруктово - овощной фрэш и вегетарианская диета с обязательным подсчетом калорий. Не боявшиеся рожать детей и воспитывать их войнами, гордых и независимых, ставивших эту вольность свою выше мнимого богатства и кажущейся спокойной размеренной жизни.

И нельзя забывать, что за спинами этих людей, расселившихся не только на украине, но по всем границам руси сеяли хлеб, растили детей, строили города, осваивали земли миллионы людей. Что границы нашей страны, которой мы так гордимся размахивая флажками на парадах и смотря олимпиаду по телеку, раздвинуты и сохранены их потом и кровью. О гуманизме можно довольно безопасно рассуждать за столиком уютного московского бара, но при этом не надо его искать там где его не было, не могло быть, да и не должно было быть. Удивило именно полное несоответствие образа главного героя понятиям о героизме вообще, каким угодно, неважно, древним — из мифов и саг или коммунистическим. Потом перечитывал, конечно, один раз, лет в 30 уже где - то, что - то воспринялось по - другому, но общие впечатления были схожими с теми, пусть с какими - то поправками на возраст. Картина была поставлена с истинно голливудским размахом, для массовых сцен приглашены тысячи человек, а стоимость декорации составила большую часть бюджета. і батько з сином, замість привітання після довгої розлуки, почали гамселити один одного і в боки, і в поперек, і в груди — то відступаючи та оглядаючись, то насідаючи знов. Та горілки багато, тільки не з вигадками горілки, не з родзинками чи там ще з якими витребеньками, а чистої давай, тієї грішниці, щоб грала й шуміла, як скажена. Світлицю було вбрано за звичаєм тих часів, про які живі згадки зосталися тільки в піснях та народних думах, що їх уже не співають більше в україні сліпі кобзарі під тихий бренькіт бандури серед слухачів, — за звичаєм тих бойових, важких часів, коли в україні почали розпалюватися сутички й баталії за унію. Вікна у світлиці були маленькі, з круглими темнавими шибками, які тепер можна зустріти хіба в стародавніх церквах і крізь які інакше й не дивилися, як тільки підваживши насувну шибку.

На полицях по кутках стояли глеки, сулії, пляшки з зеленого й синього шкла, сріблом биті келехи, золочені чарки всілякої роботи — венецької, турецької, черкеської, що завітали до бульбиної світлиці різними шляхами, через треті й четверті руки, як то зазвичай бувало у ті лицарські часи.

Берестові широкі лави попід стінами всієї світлиці; величезий стіл під образами на покуті; широка піч із запічками, карунками й прискалками з барвистих кахлів — усе це було добре знайоме нашим двом лицарям, які щороку приходили додому на вакації, — власне, приходили, бо не мали ще коней та й звичаю такого не було, щоб школярі могли їздити верхи.

Вона не сміла ні в чім суперечити; але, почувши такий страшний для неї рішенець, не змогла вдержати сліз; вона глянула на дітей своїх, з якими їй знов судилася така швидка розлука, — і ніхто не зміг би описати мовчазної сили того горя, що, здавалося, тремтіло в її очах і в судомно зціплених устах. То був один із тих характерів, які могли з явитися лише тяжкого xv сторіччя в напівкочовому закутку європи, коли панували праведні й неправедні уявлення про землі, що стали якимись суперечливими й неприкаяними, до яких належала тоді україна; коли весь прадавній південь, покинутий своїми князями, було спустошено й випалено дощенту ненастанними наскоками монгольських хижаків; коли, втративши все — оселю й покрівлю, зробився тут відчайдушним чоловік; коли на пожарищах, перед лицем хижих сусідів і повсякчасної небезпеки, осідав він на місці й звикав дивитися їм просто у вічі, забувши навіть, чи є на світі щось таке, чого б він злякався; коли бойовим палом укрився здавна лагідний слов янський дух і завелося козацтво — цей широкий гуляцький заміс української натури, — і коли всі перевози, яри та байраки, всі зручні місця засіялися козаками, що їм і ліку ніхто не знав, і сміливі товариші їхні могли відповісти султанові, охочому знати про їхнє число. Повсякчасна необхідність боронити узграниччя від трьох різнохарактерних націй надавала якогось вільного, широкого розмаху їхнім подвигам і виховала впертість духу.

В фильме могли бы сыграть руслана писанка, радмила щеголева, наталья бузько, влада литовченко, света вольнова, гена попенко, но в итоге никто из них не смог принять участия в съемках. Премьера фильма состоялась 2 апреля 2009 года, на следующий день после юбилейной даты — 200 - летия николая васильевича гоголя, которое отмечается в 2009 году с участием юнеско.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

диктанти для 3 класу з української мови

готові протоколи надання невідкладної медичної допомоги в приватному стомат кабінеті

африка мадагаскар реферат по українські

пісню ярослави притули."тобі, країно"